Язык жестов в американской корпоративной культуре

22/03/2019 By
52

Без жестов не обходится ни одна встреча с деловыми партнерами, собеседование в иностранной фирме, презентация в американской компании. У каждой нации есть свой язык жестов. Иногда различия просто кардинальны. То, что для американца неприемлемо, русский  воспримет нормально и наоборот. Как же правильно жестикулировать с иностранцами? Оказывается, это целое искусство.

Американский язык жестов возник более 200 лет назад. Он появился от смешивания местных и французского способов общения без слов. Американцы более эмоциональные и непринужденные, чем англичане. Это касается всех сфер их жизни. Но главное для них – это бизнес. Их кредо придумал политик Бенджамин Франклин еще в 18 веке. Он сказал: «Время – деньги». С тех пор и по сей день фраза считается основным ориентиром жителей США. По этой причине у них хорошо развита корпоративная культура, они научились уживаться и понимать друг друга без слов. Чем же отличается язык жестов по-американски? Какие имеет особенности?

Дистанция

Первое, что характерно для взаимоотношений в американском коллективе – это сохранение личного пространства. Во время разговора дистанция между собеседниками должна быть не менее 60 см. Если вы попытаетесь ее нарушить и приблизитесь, абориген неосознанно сделает шаг назад.

Рукопожатие

При встрече они пожимают руку. Но делают это энергично и быстро при полностью вытянутых в длину руках. Длительное рукопожатие у них не приято, ведь время – деньги.

Улыбка

Она сопровождает любые переговоры или бытовое общение американских коллег. Да, они всегда улыбаются и ждут того же в ответ. Но их улыбка не несет в себе симпатии к собеседнику. Это такой дежурный жест, знак доброжелательности и установления контакта. Они относятся к ней как к одежде! Просто одевают ее на свое лицо каждое утро, целый день ходят с ней и дарят всем вокруг. Примечательно, что они улыбаются зубами, широко открывая рот, а не скромно губами, как русские.

Тактильность

С тактильными контактом желательно быть крайне осторожным. В Америке не принято всячески прикасаться к кому-либо во время переговоров. Более того, случайное прикосновение к человеку противоположного пола на рабочем месте могут истолковать даже как сексуальное домогательство!

За столом

В американском этикете принято полностью садиться на стул во время деловых переговоров. Это доказывает уверенность и расслабленность человека. Он настроен на серьезный, долгий и продуктивный разговор. А вот сидение на самом краю стула считается ненормальным. Оно указывает на зажатость и некомфортное состояние собеседника.

Глаза в глаза

Поддержание зрительного контакта – обязательный атрибут корпоративной культуры Америки. При общении нужно обязательно смотреть в глаза, но не в упор. Допустимо на пару секунд отводить взгляд в сторону головы собеседника (ни в коем случае не вниз). Но после этого обязательно поддерживайте зрительный контакт в течение трех секунд на протяжении всей беседы. У американцев смотреть глаза в глаза считается признаком профессионализма и уверенности человека. Прямой взгляд указывает на то, что рассказчик произносит достоверную и проверенную информацию.

Закатывание глаз

Считается в американском этикете плохим тоном. Когда человек заказывает глаза, американцы воспринимают это как неуважение, грубость и несогласие с их точкой зрения. Этот жест говорит им о резкости и непримиримости.

Приближение

Нетипичный для нас жест бытует в американской культуре. Чтобы призвать кого-то поближе на встрече, американцы вращают указательным пальцем приподнятой вверх ладони. Этот знак не несет негативной окраски, он вполне нейтрален в США, в отличие от других стран, где он покажется оскорбительным.

Симпатия

Все же существует в корпоративной культуре американцев жест, показывающий хорошее расположение. Иногда коллеги в знак своего одобрения и эмоциональной предрасположенности могут похлопать человека по спине. Происходит это уже на стадии близкого знакомства, когда вместе с напарником они проработали более полугода.

Прямота

Прямолинейность во время совещания выражается вовсе не в однозначных предложениях и прямых вопросах. О ней свидетельствуют жесты! На собеседовании у американцев принято быть подтянутыми, держать спину прямо. Это неофициальный знак крепкого здоровья и надежности партнера. Они думают так: у коллеги нет физических проблем, поэтому сотрудничество будет продолжительным.

Скрещивание рук

Такое телодвижение по смыслу совпадает с нашим. Человек со скрещенными руками воспринимается закрытым к общению. Он ставит защитный барьер и ограничивает взаимодействие, что плохо сказывается на результатах деловых договоров. В бизнес-этикете американцев этого жеста стараются избегать.

Вопросы

Любопытно, что вопросительная интонация у населения Америки сопровождается характерным языком тела. Спрашивая что-либо, американский партнер невольно поднимает брови, наклоняет корпус и расширяет глаза. Такой жест усиливает вопрос. Человек без слов и фактически всем телом подчеркивает, что хочет получить ответ.

Одобрение

Чтобы показать, что американец одобряет предложенную идею, он делает рукой знак «ОК». Для этого соединяет в кольцо указательный и большой пальцы, а остальные растопыривает. Такой жест используется повсеместно и не имеет никакой окраски. Он просто указывает на согласие и часто применяется во время успешных переговоров, когда их участникам удалось достичь общего знаменателя. Такое же значение имеют согнутая в кулак рука с вытянутым большим пальцем. Этот жест переводится как «Отличная работа! Я одобряю».

Кивок

А вот кивание американского собеседника вовсе не означает одобрение. Во время разговора американцы часто медленно качают головой вниз и вверх. Но это вовсе не «Да». Таким способом они просто показывают, что внимательно вас слушают.

Сомнение

Корпоративные встречи не всегда проходят безоблачно. Случается недопонимание. Но оно не выказывается открыто. Для этого прибегают к языку жестов. Американский партнер выражает, что он сомневается, когда начинает немного покачивать своей ладонью, направленной к собеседнику, с растопыренными пальцами.

Постукивания

Они воспринимаются на другом континенте так же как и в России. Вращение волос, постукивание конечностями, чрезмерные движения служат сигналами беспокойства. Американцы сочтут эти знаки как проявление дискомфорта, неудобства или даже раздражения происходящим.

Поправление одежды

Не лучшая идея заняться этим в компании иностранных коллег и партнеров. Выравнивание юбки или постоянная регулировка воротника блузки говорят американцам о том, что человек нервничает и чем-то сильно недоволен.

Счет

Считают что-либо американцы не так, как мы. Они не сгибают, а разгибают пальцы во время пересчета чего-либо. Причем начинают не с мизинца, а с большого. Есть и другой вариант перечисления чего-то на переговорах. Они могут просто дотрагиваться указательным до пальцев раскрытой ладошки другой руки.

Проверка времени

У некоторых людей есть неосознанная привычка часто смотреть на наручные часы, чтобы проверить время. На переговорах с американскими партнерами про нее лучше забыть. Они расценят это как желание уйти и полную незаинтересованность процессом. Человек, постоянно проверяющий время, в их представлении не ценит никого вокруг.

Осмотр ногтей

В Америке считается дурным тоном осматривать во время встречи свои ногти. Этот жест означает, что человеку попросту скучно и неинтересно. Если не знаете, куда деть руки во время беседы, лучше положите их на стол или сбоку.

Ворсинки на одежде

Удаление катышков на своей одежде во время собеседования – плохая идея. Делается это иногда интуитивно, но нужно стараться себя сдерживать. Коренные жители штатов расценят это как равнодушие и неуважительное отношение.

Контакты

Не стоит обижаться на американского партнера, который взял вашу визитку и небрежно проложил ее в карман брюк. В этом нет ничего панибратского и оскорбительного. Просто для американцев визитка выступает лишь бумажным источником получения информации, которая потребуется когда-то в будущем. Визитными карточками они обмениваются без протокола, когда предполагается дальнейшее сотрудничество и обсуждение насущной темы.

Встреча

В корпоративной культуре США не принято опаздывать на деловые переговоры. Это расценивается как неуважение и безответственность к общим делам. Обычно участники собеседования прибывают на место даже раньше: за 5 минут. Если все же человек задерживается, он звонит, сообщает об этом и извиняется.

Ресторан

Для американцев важен командный дух, поэтому коллеги часто встречаются или даже проводят деловые переговоры в заведениях общепита. Беседа в таком случае начинается с непринужденных тем, а потом плавно перетекает на бизнес. Сильно жестикулировать руками в таком случае не принято. Причем обе они должны быть на столе. Держать их на коленях под столом считается плохим тоном. Ведут себя они сдержанно. Наклоняться друг к другу и нарушать «privacy» у них невежливо. Интересно, что после совещания в кафе счет полностью оплачивает инициатор, приглашающая сторона.

Дом

Необычно, но некоторые американцы охотно поводят деловые переговоры у себя дома. Примечательно, что на территории иностранного коллеги вы можете отказаться от предложенной еды. Это не будет считаться обидным. Допустимо сделать небольшой подарок партеру в виде книги, вина, растения в горшке, сладостей. А вот деньги лучше не дарить.

Самоодобрение

Не все встречи в США строго формальны. В дружеской обстановке среди коллег принята неофициальная жестикуляция. Есть, например, несколько комический знак, выражающий одобрение собственным высказыванием. Для этого американцы скребут пальцами по своей груди. Любопытно значение такого жеста. Человек якобы имитирует медаль, повешенную на его грудь.

Пожелание успеха

В корпоративной культуре Америке существует особый жест. Считается, что он приносит удачу. Желают ее, когда средние пальцы кладут на указательные. Другие пальцы сжимают. При этом ладони разворачиваются внутренней стороной по направлению к собеседнику.

Прощание

Заканчиваются переговоры не только общеизвестными взмахами рукой. Иногда американские партнеры сжимают кулак, поднимают его к голове, направляют внутренней стороной к участнику разговора. После этого разгибают мизинец, указательный и большой пальцы. Так они не только прощаются, но и проявляют свое искреннее расположение.

Язык жестов активно используется в корпоративной культуре США. Без него невозможно вести бизнес на международном уровне, устроиться в иностранную компанию, общаться с заграничными коллегами. Чтобы переговоры на английском проходили всегда успешно, важно знать, как правильно жестикулировать. Ведь эффективность любого собеседования зависит от того, как вы себя на нем ведете. На встрече с американцами имеет значение не только то, что вы говорите, но и что делаете. Советуем вам соблюдать основные правила этикета и желаем только успешных собеседований.

Wall Street English avatar

Wall Street English

Автор этой статьи